Размышения о шлагбаумах

Размышения о шлагбаумах

Для кого удовольствие?

Хотелось бы разобрать сегодня такой предмет безопасности, ставший довольно таки популярным, как шлагбаум. Что это? Как его едят? И какие необходимы приправы?

Что такое шлагбаум наверно рассказывать никому не нужно (думаю воспитанники младших групп эту статью не читают, хотя и они в общих чертах представление имеют). Но вот в их разнообразии попытаться разобраться можно. На сегодня на рынке, я лично, чаще всего встречал шлагбаумы производства трех стран, Италия, Германия, Китай. Еще лет пять назад безусловным лидером по объемам была автоматика итальянского производства, но, как впрочем в большинстве других областей эстафетную палочку лидера бесцеремонно перехватили товарищи из поднебесной. Если коротко описать итальянские шлагбаумы, то это вполне простая (исключая пожалуй CAME) и достаточно надежная техника. Если коротко пройтись по самым распространенным моделям, то сказать можно следующее:

у CAME имеются шлагбаумы 2,5м. 4м. 6 и даже 12 м. Электронная часть данных шлагбаумов, на мой взгляд, излишне усложнена, что не требуется для большинства пользовательских решений, при этом кинематическая часть могла бы быть и попрочнее.

Шлагбаумы Nice, как большинство итальянских, отличает простота монтажа и настройки и относительно неплохая надежность.

Компания FAAC решила остановиться в своих шлагбаумах на использовании гидравлического привода. В Италии скоростные модели этих шлагбаумов стоят на платных магистралях, еще бы, скорость открытия некоторых из них 1,5 секунды. Но в бытовых моделях использование гидравлики не всегда оправдано.

Про технику Beninca, BFT, чего то плохого или хорошего сказать не могу, качество на уровне всех итальянских производителей.

Конструкция большинства моделей не менялась последние лет 30, собственно, как говорится не чеши где не чешется. Но, как писал раньше, почесать решили китайские товарищи. На рынок вышло несколько новых моделей, но самостоятельной дистрибуции делать никто не стал, просто крупные игроки российского рынка наклеили свои шильдики и стали продвигать под собственной маркой. В связи с этим подробно останавливаться на каждой модели не стоит, так как они, возможно, и производятся на соседних заводах, и прародитель у них наверняка общий. В общем про них можно сказать, что кинематику и конструкцию стойки они упростили максимально, а электронная часть при достаточной простоте (справляется с большинством задач) довольно таки надежна, но на их сильно интенсивное использование не стоит рассчитывать.

Про качество немецких производителей (шлагбаумы Elka и т.п.) всем все известно, шлагбаумы в данном случае не стоят в особняке. Я бы сказал слишком качественные, чтобы быть простыми. Электроника усложнена до полного безобразия. Так и висит перед глазами картинка как дойче арбайтер в толстых очках в роговой оправе, с маленьким паяльником и мерзкой ухмылкой выводит кренделя на своем произведении. Но, при этом немецкая техника всегда найдет своего покупателя, и китайцы составляют конкуренцию скорей средненькой технике от итальянских компадро.

Кому же нужны эти забавные однорукие полицейские? Как оказалось, в нашей стране почти всем. Поговорка «чем выше забор, тем лучше отношения с соседом» придумана точно не в Германии. Сегодня на шлагбаум можно наткнуться в любой подворотне. Их устанавливают и крупные государственные организации и мелкие кафешки, муниципальные образовательные учреждения и небольшие группы частных домов, крупные ТСЖ и воинские части. В связи с таким разнообразием применения появилось множество каналов управления шлагбаумами. В стандартном шлагбауме есть пара контактов для подключения нормально разомкнутой кнопки управления. Данный способ управления чаще всего подразумевает присутствие около шлагбаума будки охранника, который собственно и управляет устройством. Другой, и одновременно самый распространенный способ - это управление по радиоканалу при помощи всем известных пультов радиоуправления. Каждый производитель ставит на свои модели шлагбаумов радиоуправление с собственной частотой и разной модуляцией. Каждый пульт имеет свой код, который заносится в приемник шлагбаума. Поэтому пульты разных производителей могут управлять только шлагбаумами на которые они рассчитаны, и только, если они занесены в память приемника. Есть еще небольшое отличие, некоторые производители поставляют пульты с перезаписываемым кодом, и в память радиоприемника записывается только один код, все остальные пульты копируют код с мастер ключа. Преимущество данного способа в том, что можно записать бесконечное число пультов, способных управлять данным шлагбаумом, недостаток в безопасности, любой пользователь может несанкционированно скопировать свой пульт. Другие производители не позволяют своим пультам менять код, и каждый пульт должен быть занесен в память радиоканала. Здесь с безопасностью проблем меньше, но память радиоканала не бесконечна, и он может запомнить ограниченное количество пультов, приходится устанавливать дополнительные приемники. Прогресс не стоит на месте, и постоянно появляются новые внешние устройства управления. В частности, появилась возможность управлять шлагбаумом через внешний GSMGPRS модуль. Смысл устройства в том, что пользователь звонит со своего телефона на определенный номер, который установлен в модуле, модуль, получая входящий звонок сравнивает номер с теми, что находятся в его памяти и дает или не дает команду на открытие шлагбаума. Преимущества устройства прежде всего в безопасности, доступ могут иметь только те, кто записан в памяти устройства, доступ к записи имеет только администратор. Администрирование базы данных можно производить с компьютера, подключая его в плате управления посредством кабеля USB, либо через SMS. В последнее время появляются варианты устройств с администрированием через веб интерфейс. При большом количестве пользователей происходит большая экономия за счет отсутствия пультов радиоуправления, а они сегодня стоят от 700 до 3000 рублей в зависимости от производителя. Но и здесь не без недостатков.  То, что пользователь может управлять шлагбаумом дистанционно накладывает лишнюю ответственность, по злому умыслу или по неосторожности существует возможность, что кто то откроет шлагбаум без необходимости, поэтому в данном случае шлагбаум, должен работать только в режиме автоматического закрытия, и естественно, с устройствами безопасности, коих, тоже существует множество.

Таким образом, выбор шлагбаума, и устройства управления как всегда остается за потребителем, все зависит, от интенсивности эксплуатации и размера кошелька. Если требования невысокие, вполне справится шлагбаум из Китая, если в день будете заставлять открываться не одну сотню раз, постарайтесь раскошелиться на немецкую модель.

Автор статьи - Руслан Шафеев (НПФ "ЯНТАРЬ")